Быть педагогом дополнительного образования – особое призвание и особая траектория жизни. Эта профессия для людей, по-настоящему увлеченных своим делом, творческих и креативно мыслящих, умеющих находить необычное в обычном и применять эти знания в своей работе.
Именно таким специалистом является Олеся Михайловна Виль — педагог-организатор МБУ ДО ДЮЦ «Горизонт». Сегодня она – гость нашей рубрики.
Олеся Михайловна, вся ваша трудовая деятельность связана со сферой дополнительного образования. Уже больше 20 лет вы занимаетесь развитием талантов и способностей детей. А сами в детстве чем увлекались?
— В детстве мне было интересно все. Я училась в школе № 2 города Александровска, и, наверное, большую роль в моей внешкольной занятости сыграло то, что неподалеку находился Дом пионеров, где работали разные детские кружки и объединения. Туда мы все ходили регулярно, и, пожалуй, не было такого направления, где я бы не пробовала заниматься. Ходила на кройку-шитье, в кружок кулинарного искусства, на современные танцы, два года осваивала игру на фортепиано, посещала станцию юных натуралистов (она находилась на Горе), где мы ухаживали за хомячками… Ограничений по количеству посещаемых кружков тогда не было, поэтому я пробовала все, что можно было попробовать в пределах района своего проживания, даже на секцию каратэ пару раз сходила. Интересы были разносторонние, это многое дало мне для внутреннего развития, но была одна особенность — мне всегда хотелось быть на месте преподавателя. Наверное, именно это стремление спустя много лет привело меня в дополнительное образование.
Но дорогу в профессию определила школа?
— Да, мы попали как раз в период реформы, когда вторая школа стала школой-гимназией. Это были лучшие 11 лет в моей жизни и самые лучшие учителя – Галина Валерьевна Худякова, Марина Леонидовна Лунегова, Флора Ибрагимовна Моргунова, Виктория Алексеевна Леханова и многие другие, которые до сих пор являются для меня самыми лучшими. Все школьные новшества, разделение на гуманитарный и математический классы, прочие эксперименты в обучении — во все это мы были погружены. Было очень интересно, познавательно и увлекательно. Мы и в институт поступали от школы и на базе школы, потому что у Галины Валерьевны был проект сотрудничества с педвузами: к нам приезжали преподаватели из института, и вступительные экзамены мы сдавали в школе. По сути, именно Галина Валерьевна многим из нас определила будущую профессию и организовала поступление в институт прямо со школьной скамьи. После успешной сдачи экзаменов я была зачислена в Соликамский пединститут на факультет филологии и закончила его учителем русского языка и литературы.
Как Вы пришли в дополнительное образование?
— На тот момент, когда я закончила институт и должна была пойти работать в школу, началось глобальное сокращение детей и, соответственно, классов. И поскольку тогда учителей в школах было достаточно, особой востребованности в молодых специалистах не было. Конечно, можно было пойти в другую сферу, но я решила – буду работать в образовании.
Почему выбрала профессию педагога-организатора? Ответ очень прост: для меня это не просто профессия или работа – это работа в движении. Каждый по-своему выбирает дорогу жизни… Поначалу были сомнения, а правильно ли я сделала свой выбор? И вот, спустя много лет, могу с уверенностью сказать: правильно!
Ведь моя работа в допобразовании – это постоянное движение. Каждый новый день приносит мне новые впечатления. Идя утром на работу, я не всегда знаю, что меня сегодня ждет. Конечно, есть основной план, который я держу в голове, но что еще будет – не знаю. Может, объявится какой-нибудь конкурс или акция, может появится новый проект или другая нестандартная ситуация… Одно знаю точно — обязательно будет радость от встречи с моими вожатыми, коллегами, друзьями и радость от педагогических находок и открытий.
Благодаря своей профессии, я каждый день нахожусь в центре невероятно интересных событий, увлекательных дел. Бывает, что с утра начинаешь компоновать сценарий, режиссировать мероприятие, разучивать стихи, готовить реквизит и костюмы, после этого занимаешься организацией и проведением олимпиады, а через полчаса тебе уже надо быть в Доме Пастернака на педагогическом семинаре… Этим и интересна мне моя работа.
Что для Вас является главным в работе с детьми?
— Стремление идти вместе с ними в ногу со временем, понимать, чем они живут, что им интересно сейчас. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Каждый день я вижу в глазах детей разные чувства и эмоции: в одних — настороженность, в других — интерес, в третьих – надежда, в чьих-то пока равнодушие. Они все разные, наши дети! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Всегда нужно верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что в нем заложено. Этим мы и занимаемся в допобразовании.
Вы и ваш коллектив активно участвуете в жизни округа, края. Какие проекты, реализуемые «Горизонтом», близки Вам по духу и содержанию?
— Я очень люблю работать с новыми людьми, осваивать новые направления. Один из последних проектов, в котором мне понравилось участвовать, был проект Министерства социального развития Пермского края «Дети едут к детям». Благодаря этому проекту дети нашего округа смогли поближе познакомиться с Пермским краем. Всего было организовано 6 путешествий по разным интересным местам нашего региона. Мы побывали в Очере с палеонтологической экскурсией, на телевидении «РБК» в Перми, в Хохловке на программе «Богатыри земли русской», посетили интересную экскурсию «Дорога в космос начинается в Перми». Этот замечательный проект совершенно по-новому открыл нам уникальность родной земли. Дети узнали очень много интересного и столько новых впечатлений получили!
Также мне очень понравился проект «Сельские каникулы», реализованный по инициативе депутатов Заксобрания Пермского края П. Е. Кузьмина и Э. А. Аветисяна при поддержке предприятия «Уралкалий» г. Соликамска. Проект интересный, финансируемый. Идея проекта заключалась в том, чтобы в летнее каникулярное время организовать досуг детей, проживающих в сельской местности. Мы охватили три поселка — Всеволодо-Вильву, Карье-Известняк и Яйву, причем, работали не только с детьми, которые посещают «Горизонт», но со всеми желающими. Две смены прошли насыщенно. Для педагогов это стало хорошей практикой в работе с новыми детьми, а дети увидели много новых людей, новые лица, поучаствовали в новых мероприятиях. И сейчас мы снова продолжаем сотрудничать, надеемся в следующем году вовлечь больше территорий, включая поселок Лытвенский.
Олеся Михайловна, какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать педагог дополнительного образования?
— Быть педагогом в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение. Нужно постоянно находиться в творческом поиске, вносить в свою работу что-то новое.
Ко мне педагогический опыт приходил поэтапно – вместе с опытом формировалось педагогическое кредо, в основе которого положено: «Движение – это жизнь».
Как педагог-организатор, свою задачу я вижу в том, чтобы не переделывать или перевоспитывать ребенка, а понять и принять его таким, какой он есть, развить, обогатить его личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом. Это не всегда легко, но я ищу, пробую, ошибаюсь, работаю над собой, радуюсь успехам. И сегодня я смело могу сказать: «Моя деятельность – это мое призвание!», поэтому горжусь каждым шагом, который я делаю в своей профессии.
Наталья Кузнецова
Общественно-политическая газета Александровского муниципального округа. Основана 1 января 1943 года.
Следующая тема
Губернатор Дмитрий Махонин встретилсяс семьями участников СВО в новом краевом ресурсном Центре «Пермь семейная»
Дмитрий Махонин проверил работу объектов образования в Кунгуре
Шайбу, шайбу…