Боевой путь

Общественно-политическая газета Александровского муниципального округа. Основана 1 января 1943 года.

Судьба и дар прекрасный…

Указом Президента России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. В жизни каждого человека был такой учитель, который сумел заложить в нас не только знания, но и частичку добра, любви, света, кто указал правильное направление на жизненном пути, стал примером, наставником, другом. В моей судьбе таких учителей было несколько. И одним из них стала Нина Никандровна Чеботнова, мой учитель математики. Казалось бы, что может быть интересного в сухих цифрах, иксах, игреках, корнях, дробях? Но в ее предмет просто невозможно было не влюбиться. А все благодаря ее обаянию и харизме, внимательному, доброму и неподдельному интересу к каждому ученику, за которых она переживала, как за своих собственных детей. Учитель от Бога!

Сложение
Родилась Нина Никандровна 9 мая 1938 года в небольшой деревеньке под Ныробом, куда в 1930 году после раскулачивания был сослан ее дед с семьей. Она до сих пор не понимает, за что ее деда Степана записали в кулаки. Семья была большая, ее нужно было кормить и дед – мастер на все руки (он был и слесарь, и плотник, и кузнец, и сапожник) – крутился, как мог. До 1917 года он был в батраках (работы не боялся, что прикажут, то и делал), а когда получил свободу и землю, сам построил дом, завел хозяйство, сделал паровую мельницу, веялку и другие сельскохозяйственные приспособления, которые облегчали тяжелый крестьянский труд. Со всей округи к нему шли люди за помощью. Добрый и отзывчивый, дед Степан никогда никому не отказывал, за что и поплатился. Там, на выселках, мама Нины познакомилась со своим будущем мужем Никандром, тоже переселенцем. Но увидеть своего папу Нине Никандровне было не суждено. Еще до того, как она появилась на свет, отца вновь арестовали и выслали на Беломорско-Балтийский канал. До этого Никандр вместе со своим братом Федором работал на лесоповале, где однажды Федор учинил драку. Но, приехавшие ночью на воронке люди, разбираться не стали – фамилия одна (забрали обоих). Уже после войны мама Нины пыталась разыскать мужа, отправляла запросы, ответ был один – пропал без вести. А вот войну Нина Никандровна на себе не ощутила, может, потому что была маленькая и плохо помнит, может, благодаря стараниям деда и мамы, которые оберегали от военных тягот детей.
В 1947 году деда реабилитировали, и семья вернулась в Ростовскую область. На месте их большого дома, который обещали вернуть, красовалась огромная воронка. Пришлось переехать в соседнюю станицу и начинать все заново. Там Нина окончила школу. Ей очень нравились математика и рисование, в чем она и проявляла свои способности. Девушка мечтала продолжить образование, но где и как это сделать она не знала. Но, к тому, что было дано Богом, Нину вело само проведение. И судьба ее сложилась так, как она мечтала.

Однажды к нам приехала моя тетя, мамина сестра, — вспоминает Нина Никандровна. – Она и предложила поехать с ней в Александровск. Кем бы я стала, если бы осталась в своей деревне? Работала бы дояркой или на лесосплаве, как мама? А Александровск в то время развивался, был перспективным городом. Так в 1956 году я переехала сюда.

Умножение
Первое время на новом месте Нина чувствовала себя неуютно: глянет на город – кругом черно (много было частных деревянных домов), а у нее на родине хаты белые, сады пышные и красивые. Но долго тосковать по родным местам и расстраиваться не пришлось. Тетя устроила Нину работать в детский сад в совхозе. Сначала нянечкой, а когда девушка набралась опыта, ее перевели воспитателем. Это был ее первый педагогический опыт, который в дальнейшем она приумножила и развила.

Практически с первых же дней моего переезда в Александровск я познакомилась и подружилась с Шурочкой (так ласково Нина Никандровна называет Александру Алексеевну Чеботареву). Узнав о том, что я обожаю математику, она предложила поступать в пединститут. Мы обе поступили (Александра на литфак, а я на физмат) и выучились. Конечно, я хотела работать с детьми, но в обычной школе свободных мест учителя математики не было. Заведующий гороно предложил мне попробовать себя в вечерней школе. Честно скажу, я испугалась. Хоть и была уже замужем, родила сына, но чувствовала себя молоденькой неопытной девчонкой, ведь там нужно было учить взрослых людей.
Узнав о молодом педагоге, директор вечерней школы Нина Дмитриевна Делидова быстро взяла Нину Чеботнову в оборот, уговорила, убедила и ввела в коллектив. Ученики (многие из которых были старше учителя) особых хлопот Нине Никандровне не доставляли. Не нужно было налаживать дисциплину, контролировать и опекать кого-то. Наоборот, они с жадностью впитывали все те знания, которые давала на уроках их новый учитель математики, наверстывая упущенное за годы войны время. Конечно, с кем-то приходилось заниматься дополнительно, оставаться после уроков, подтягивать, но для Нины Никандровны это было в радость, ведь она занималась своим любимым делом и видела результат своего труда. Многие выпускники вечерней школы потом поступали в ВУЗы, занимали руководящие должности, а при встрече со своим учителем математики искренне выражали благодарность.

В вечерней школе был замечательный коллектив с сильными кадрами, у которых я сама набиралась опыта, которые меня всегда поддерживали и помогали, — говорит Нина Никандровна. – Там работали такие замечательные учителя как Распопова, Тимошенко, Колчанов, Болтунов, Кисарева, Кукуева, Деменева и многие другие.
К своим 34 годам Нина Никандровна Чеботнова была не просто опытным, креативным и востребованным педагогом, но и завучем вечерней школы. А вот у самой школы будущего уже не было. Схлынул тот поток учеников, которым необходимо было получить упущенные во время войны школьные знания. Классы стали сокращаться. Именно тогда, в 1972 году, Нину Никандровну и пригласила к себе директор школы № 1 Раиса Ивановна Нарынская.

Школа стала моим вторым домом, — продолжает Нина Никандровна. – Я любила своих учеников, а они любили меня – и это самая высшая награда.

Равно
Почти 30 лет Нина Никандровна отработала в школе № 1. Именно в первой школе она получила звание «Отличник народного образования». Огромное количество учеников с любовью и благодарностью вспоминают ее уроки, некоторые, благодаря Нине Никандровне, смогли определиться с выбором профессии, где математика является основополагающей. И даже после выхода на пенсию Нина Никандровна продолжала трудиться. Просто ее не отпускали директор, учителя, ученики, родители, которые каждый раз подходили и уговаривали довести до выпуска очередной класс. Прошло уже 25 лет с ее последнего выпуска, где Нина Никандровна была классным руководителем, но «девчонки» и «мальчишки» (им уже по 40 лет) каждый раз с нетерпением ждут встречи со своим любимым учителем.

За скобками

Как-то на вечере встреч один из моих учеников спросил: «Нина Никандровна, раскройте секрет, как вам удается оставаться такой же энергичной, жизнерадостной, бодрой, словно Вы и не стареете?». Так нет никакого секрета, — улыбается Нина Никандровна. – просто пока я работала в школе, меня вдохновляли мои ученики и любимая математика. Потом внуки не давали расслабиться, с которыми я занималась – помогала, подтягивала, подготавливала к экзаменам. Освоила интернет. До 80 лет держала сад и сейчас физические нагрузки для меня важны. Даже пешие прогулки на свежем воздухе помогают поддерживать тонус. Кроссворды, сканворды, шахматы, книги, сочинение стихов — отличная тренировка для ума. Ну и конечно, общение с людьми, встречи с коллегами, бывшими учениками. А еще меня всегда вдохновляет, когда я прихожу в родную школу.
9 мая Нине Никандровне исполняется 85 лет! И я уверена, что в этот день она получит поздравления и огромный заряд положительной энергии не только от своих детей, внуков, правнуков, друзей, но и от своих многочисленных учеников. С днем рождения, любимый учитель!
Ирина АТЕПАЕВА